Протоиерей Александр Зелененко

Приступая к делу воспитания, помня о его значимости для детских душ, зачастую искалеченных грехом, педагог, по словам Феофана Затворника, «дол­жен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии уметь держать себя, быть способным замечать все направления воспитуемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно и плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, Богом избранных, святых. Воспитание из всех дел самое святое».

Педагог всегда думает не о себе, а о ребенке. Он всё время отдает, но никог­да не получает. Педагог должен идти жертвенным путем, его мало ценят, не только дети, но и взрослые. Результаты работы священника и врача могут проявиться непосредственно и поэтому могут породить чувство благодарности и социальной значимости. Все же, что делает учитель, дает плод не скоро.

Психология учителя, воспитателя главным образом характеризуется чувством заботы о детях. Он должен думать, чтобы ребенок получил как можно больше пользы. Основная добродетель воспитателя - это душепопечение. Чем тоньше понимание у педагога детской души, тем больше у него осторожности, рассудительности и мудрости. Педагог по профессии должен обращать внимание на каждую мелочь, ибо из мелочей создаются привычки.